Десятиклассники! Прямо сегодня начинайте готовиться к ЕГЭ-2018!
Проверьте свою готовность к ЕГЭ здесь: ОНЛАЙН ТЕСТЫ к ЕГЭ по биологии

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

Ч. Дарвин в труде  «Происхождение человека и половой отбор» обосновал эволюционное родство человека с высшими обезьянами.

Основные направления и результаты биологической эволюции человека  как отдельного вида в классе Млекопитающих:

– развитие прямохождения;

– освобождение верхней конечности для трудовой деятельности;

– увеличение объема переднего мозга и значительное развитие коры головного мозга;

– усложнение высшей нервной деятельности.

Факторы эволюции человека:

1. Под влиянием биологических факторов эволюции изменялись морфологические и физиологические особенности человека.

2.     Социальные факторы в эволюции человека легли в основу эволюции его поведения, развития общественных, трудовых и коммуникативных навыков. К этим факторам относятся:

– использование, а затем создание орудий труда;

– необходимость адаптивного поведения в процессе становления общественного образа жизни;

– необходимость прогнозировать свою деятельность;

– необходимость воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт.

Движущими силами силы антропогенеза являются:

– индивидуальный естественный отбор, направленный на определенные морфофизиологические признаки – прямохождение, строение кисти, развитие мозга.

– групповой отбор, направленный на социальную организацию, биосоциальный отбор, результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени.

Человеческие расы – это сложившиеся в процессе биологической эволюции группы людей внутри вида Homo sapiens.

Принадлежность человека к той или иной расе определяется особенностями его генотипа и фенотипа. Представители разных рас принадлежат к одному и тому же виду, и при скрещивании дают плодовитое потомство.

Существуют  расы: евразийская (европеоидная), экваториальная (австрало-негроидная), азиатско-американская (монголоидная).

Причиной образования рас было географическое расселение и последующая географическая изоляция людей. Расовые признаки носили адаптивный характер, что в современном обществе утратило свое значение.

Часто используемые в политических целях утверждения о превосходстве одной расы над другой не имеют под собой никаких научных оснований.

От рас следует отличать «этнические общности»: национальности, нации и т.д.

Принадлежность человека к той или иной этнической общности определяется не его генотипом и фенотипом, а освоенной им национальной культурой.

 

Тематические задания

А1. У человека по сравнению с остальными приматами лучше развита

1) способность лазать по деревьям

2) охрана потомства

3) сердечно-сосудистая система     

4) кора головного мозга

 

А2. Шимпанзе считается ближайшим родственником человека, потому что у шимпанзе

1) 48 хромосом в клетках                        

2) такой же генетический код

3) сходная первичная структура ДНК    

4) сходная структура гемоглобина

 

А3. Биологическая эволюция человека определила его

1) строение

2) интеллект

3) особенности речи

4) сознание

 

А4. Социальным фактором эволюции человека стал

1) родной язык 

2) тренированность мышц

3) цвет глаз

4) скорость бега

 

А5. Раса – это сообщество людей, которое формировалось под влиянием

1) социальных факторов

2) географических и климатических факторов

3) этнических, языковых различий

4) принципиальных разногласий между людьми

 

А6. Все расы составляют один вид «Человек разумный». Доказательством этому служит тот факт, что люди разных рас

1) свободно перемещаются по миру 

2) осваивают чужой язык

3) образуют многодетные семьи       

4) произошли от одной расы

 

А7. У представителей монголоидной и негроидной рас

1) различные наборы хромосом  

2) различное строение мозга

3) одинаковые наборы хромосом

4) всегда разные родные языки

 

А8. Переход приматов к прямохождению привел к таким изменениям в строении тела, как

1) уменьшение нагрузки на позвоночник

2) формирование плоской стопы

3) сужение грудной клетки

4) формирование кисти с противопоставленным большим пальцем

 

А9. Особым признаком человека, отличающим его от обезьяноподобных предков, стало появление

1) коры головного мозга            

2) первой сигнальной системы

3) второй сигнальной системы   

4) общения сигналами

 

А10. Человек способен, а обезьяна не способна к

1) творческому труду 

3) поиску выхода из трудного положения

2) обмену знаками      

4) формированию условных рефлексов

 

А11. Сын французов, воспитывающийся с раннего детства в русской семье, заговорит:

1) по-русски без акцента                       

2) по-русски с французским акцентом

3) по-французски с русским акцентом 

4) по-французски без акцента

 

В1. Выберите признаки, имеющие отношение к антропогенезу и ставшие его предпосылками.

1) расширение грудной клетки

2) освобождение передних конечностей

3) объем мозга 850 см3

4) вскармливание детенышей молоком

5) хорошее зрение и слух

6) развитые двигательные отделы головного мозга

7) стадный образ жизни

8) позвоночник в форме дуги

Ольга Владимировна. Репетитор. Дистанционная подготовка к ЕГЭ

Орлова Ольга Владимировна.
Опытный репетитор
 

Платное на сайте




Сайт оказался полезен? Поделись с друзьями!
Жми на кнопку своей социальной сети!