Десятиклассники! Прямо сегодня начинайте готовиться к ЕГЭ-2018!
Проверьте свою готовность к ЕГЭ здесь: ОНЛАЙН ТЕСТЫ к ЕГЭ по биологии

4.5.3. Космическая роль растений

Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль:

хлорофилл растений выступает как посредник между Солнцем и Землей, выполняя на нашей планете космическую роль. Он поглощает и использует энергию солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических

растения являются продуцентами органических веществ, которые потребляются другими организмами

растения – основной источник кислорода на Земле. Большинство существующих организмов дышат кислородом, выделенным растениями.

озоновый экран защищает Землю от избытка ультрафиолетового излучения, губительно действующего на организмы

растения и продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на геохимическое строение Земли. Растительные отложения образуют такие полезные ископаемые, как уголь и торф.

Крупный вклад в изучение роли растений  внесен великим русским биоло­гом К. А. Тимирязевым. Он изучал количественную сторону фотосинте­за и показал, что синтез органического вещества в зеленых растениях происходит в полном соответствии с законом сохранения энергии. Имен­но поэтому фотосинтез наиболее интенсивно идет под действием красных лучей, т. е. в наиболее богатой энергией части солнечного спектра.

Растения, переводя солнечную энергию в потенциальную, химическую, создают колоссальное количество органических веществ. За счет этих веществ существуют все гетеротрофные организмы.

Таким образом, энер­гия, с которой связаны процессы жизнедеятельности всех организмов, это солнечная энергия. Энергия, «законсервированная» зелеными расте­ниями много миллионов лет назад, хранится в ископаемых углях и ис­пользуется человеком. Солнечная энергия перешла в почвенный гумус и, следовательно, принимает участие в почвообразовательных процессах.

К. А. Тимирязев первым подчеркнул космическую роль зеленых расте­ний: «Растение – посредник между небом и землёю. Оно ис­тинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солн­ца горит и в мерцающей лучине, и в ослепительной искре электриче­ства. Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигант­ской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта».

Работы К. А. Тимирязева по фотосинтезу сыграли существенную роль в борьбе с витализмом, в утверждении материалистического мировоззрения.

 

Тематические задания

 

А1. Растения для создания органических веществ используют процесс

1) энергетического обмена

2) хемосинтеза

3) дыхания 

4) фотосинтеза

 

А2. У мхов в отличие от водорослей есть

1) споры

2) органы

3) хлорофилл

4) камбий

 

А3. Все зеленые растения способны к

1) двойному оплодотворению          

2) семенному размножению

3) хемосинтезу                                   

4) образованию крахмала в листьях

 

А4. Зеленые водоросли – это группа растений, образующая систематическую категорию:

1) тип

2) класс

3) отдел

4) семейство

 

А5. Голубая ель в отличие от папоротника страусника

1) размножается семенами                  

2) размножается спорами

3) в оплодотворении зависит от воды

4) не имеет проводящих сосудов

 

А6. Шишка хвойных – это:

1) плод                                      

2) система побегов

3) видоизмененный цветок        

4) видоизмененный плод

 

А7. Что образуется в женских шишках сосны?

1) пыльца 

2) семязачатки

3) споры 

4) семена

 

А8. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным потому, что:

1) оплодотворяются яйцеклетка и центральная клетка

2) яйцеклетка оплодотворяется два раза

3) в результате образуются два зародыша

4) в нем участвуют два органа размножения

 

А9. Гаметофит мха кукушкин лен представлен

1) спорой

2) заростком

3) листостебельным растением 

4) коробочкой

 

А10. Гаплоидным организмом у папоротника является

1) спорангий

2) зеленое растение

3) заросток 

4) зародыш

 

А11. Исходными веществами для фотосинтеза являются

1) углекислый газ и вода

3) кислород и липиды

2) белки и углеводы        

4) крахмал и кислород

 

А12. Видоизмененный корень есть у

1) капусты

2) чеснока

3) тюльпана 

4) моркови

 

А13. Соцветие кисть характерно для растений семейства

1) злаки

2) сложноцветные

3) бобовые 

4) розоцветные

 

А14. К однодольным относятся растения, как правило, имеющие

1) стержневую корневую систему и дуговое жилкование листьев

2) мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев

3) одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев

4) одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев

 

А15. Лук, чеснок, тюльпан относят к семейству

1) сложноцветных

2) пасленовых

3) лилейных 

4) луковых

 

В1. Выберите признаки мохообразных растений

1) тело представлено талломом          

2) у растения есть листья и стебли

3) размножается семенами                  

4) гаметофит представлен заростком

5) спорофит – коробочка со спорами 

6) из споры вырастает зеленая нить

 

В2. Выберите характерные особенности папоротникообразных растений

1) отсутствие устьиц на листьях   

2) сформированность проводящих пучков

3) наличие ризоидов на гаметофите

4) равно и разнополые заростки

5) доминирование гаметофита           

6) расчлененность на органы спорофита

 

 

ВЗ. Определите последовательность развития растения папоротника, начиная со споры

A) заросток

Б) зародыш спорофита

B) споры

Г) зигота 

Д) спорангии

Ольга Владимировна. Репетитор. Дистанционная подготовка к ЕГЭ

Орлова Ольга Владимировна.
Опытный репетитор
 

Платное на сайте




Сайт оказался полезен? Поделись с друзьями!
Жми на кнопку своей социальной сети!