Десятиклассники! Прямо сегодня начинайте готовиться к ЕГЭ-2018!
Проверьте свою готовность к ЕГЭ здесь: ОНЛАЙН ТЕСТЫ к ЕГЭ по биологии

4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение

Цветок

орган семенного размножения растений, видоизмененный, укороченный и ограниченный в росте побег. Часть стебля под цветком, лишенная листьев, — цветоножка (1) продолжается в цветоложе (2). В центре цветка — пестик (6), образующий плодолистики, состоит из рыльца, столбика и завязи, защищающей семяпочку. Пестик окружен тычинками(9)  из тычиночной нити (7) и пыльника (8), каждая тычинка несет  4 микроспорангия (пыльцевых мешка).

Тычинки и пестики (главные части цветка) окружены венчиком из лепестков, вокруг — чашелистики (3). Лепестки (4) и чашелистики образуют околоцветник;  5-двойной околоцветник.

Чашелистики происходят от листьев и выполняют защитную функцию. Лепестки произошли от тычинок либо листьев и служат для привлечения насекомых-опылителей.

Число частей околоцветника, количество тычинок и пестиков у каждого вида постоянно. В состав цветка входят особые железы — нектарники, образующие нектар.

Цветки:

несущие и тычинки и пестики – обоеполые

имеющие только тычинки или только пестики – однополые

Растения:

на которых образуются тычиночные (мужские) и пестичные (женские) цветки, однодомные (обоеполые)

если мужские цветки располагаются на одном растении, а женские — на другом, растения двудомные (однополые).

Соцветия

специализированный цветоносный побег, который несет цветки и видоизмененные прицветные листья:

простые (а)  — цветки расположены на главной оси:

кисть—1 (с цветками на ножках, выходящих из пазух листьев: черемуха, ландыш, капуста)

простой колос —2(соцветие из цветков на цветоносном стебле: подорожник),

головка—5 (клевер),

корзинка—6 (мелкие цветки расположены на цветоложе: одуванчик, подсолнечник)

простой зонтик—4 (от верхушки стебля отходят короткие цветоножки: лук)

щиток—7 (груша)

початок – 3 (кукуруза)

 сложные (б) – имеют ветвящуюся ось, на которой – цветки:

сложный зонтик—8 (морковь, укроп, петрушка)

сложный колос—10 (пшеница, рожь, ячмень)

метелка—9 (овес, сирень).

Опыление

перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика:

самоопыление в пределах одного цветка происходит у растений, образующих нераскрывающиеся цветки, либо у обоеполых цветков, когда на одном растении образуются и мужские и женские цветки (горох, ячмень)

перекрестное опыление — перенос пыльцы между цветками разных особей, осуществляется разными способами: с помощью насекомых, птиц, летучих мышей, ветра и воды (рожь, кукуруза, огурец). У растений выработались различные приспособления, облегчающие опыление: лепестки цветков ярко окрашены, сильный запах, источаемый цветками, легкая пыльца, переносимая ветром и др. Биологическая целесообразность перекрестного опыления в увеличении генетического разнообразия внутри вида

искусственное опыление

Развитие половых клеток и оплодотворение у цветковых растений происходит в цветке.

Строение семени.

Семя – орган размножения цветкового растения, который образуется в результате двойного оплодотворения из семязачатка:

из оплодотворенной яйцеклетки формируется тело зародыша, состоящее из зародышевых органов: корешка, стебелька и почечки.  Зародыш – новое поколение, образующееся в результате развития зиготы и имеющее диплоидный набор хромосом. Стебелек переходит в корешок — зачаток главного корня. Вверху стебелька находятся семядоли (зародышевые листья) с запасными питательными веществами

эндосперм -  триплоидная питательная ткань, формирующаяся в результате двойного оплодотворения из триплоидной клетки (центральное ядро+спермий).

ткань, покрывающая зародышевый мешок снаружи, превращается в кожуру семени.

Плод

вместилище семян цветкового растения. Образуется в результате двойного оплодотворения из завязи пестика и служит для сохранения и распространения семян:

по количеству пестиков, из которых образовался плод:

простые – из одного пестика (боб, стручок, орех, яблоко)

сборные  – из нескольких пестиков (малина – сборная костянка, земляника – сборная семянка, шиповник – сборный орешек)

соплодия – собрание плодов растения, которые при созревании остаются единым целым, образуются из соцветия (свекла, инжир, шелковица, ананас)

по характеру околоплодника:

сочные (ягода, яблоко, тыквина, костянка)

сухие  (зерновка, семянка, коробочка, орех, боб, стручок)

по числу семян:

односемянные (костянка, орех, семянка, зерновка)

многосемянные (боб, стручок, коробочка, ягода, яблоко, тыквина)

Сухие односеменные плоды  – семянка, зерновка, орех (подсолнечник, рожь, лещина).

Сухие многосеменные плоды  – боб, стручок, коробочка (соя, капуста, мак).

Сочные односеменные  – костянка (вишня, слива, абрикос).

Сочные многосеменные  – ягода (виноград, томат).

Особые виды сочных многосеменных плодов:

– яблоко – завязь погружена в ткань цветоложа (яблоня, груша, айва);

– тыквина – околоплодник твердый, образован из нижней завязи (огурец, дыня);

– померанец – многогнездный плод, образованный из верхней завязи (апельсин, лимон, мандарин).

Приспособления плодов к распространению связаны со способом распространения – животными, ветром, водой. Крючки, зацепки, цвет, вкус, летучки, парашютики и др. приспособления обеспечивают расселение растений.

Двойное оплодотворение

половой процесс у покрытосеменных растений (1898 г., С.Г. Навашин). В оплодотворении участвуют 2 спермия: 1 сливается с яйцеклеткой, 2 – с центральным ядром зародышевого мешка. В результате образуются:

из зиготы – зародыш семени

из оплодотворенного центрального ядра – триплоидный эндосперм семени

из семязачатка – семя

из завязи – плод.

 

Тематические задания

 

А1. Корневую систему растения образуют корни

1) стержневые

2) боковые

3) придаточные

4) все виды корней

 

А2. Какую из функций корни не выполняют?

1) закрепление растения в почве

2) всасывание минеральных растворов солей

3) запасание органических веществ 

4) образование органических веществ

 

А3. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни

1) придаточные

2) боковые

3) главный

4) все виды корней

 

А4. Корневой чехлик защищает зону

1) проведения

2) всасывания

3) роста

4) деления

 

А5. Цветки развиваются из почек

1) вегетативных

2) генеративных

3) верхушечных

4) спящих

 

А6. Если в одном узле побега развивается 3 и более листьев, то расположение листьев на этом побеге называется

1) очередное

2) супротивное

3) мутовчатое

4) спиральное

 

А7. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа

1) растут из почки

2) делятся на одинаковые функциональные зоны

3) имеют почки     

4) растут своей верхушкой

 

А8. Простыми называют листья с

1) сетчатым жилкованием

2) одним черешком и одной листовой пластинкой

3) одним черешком и несколькими листовыми пластинками

4) несколькими черешками и несколькими листовыми пластинками

 

А9. Конус нарастания стебля образован тканью

1) покровной

2) образовательной

3) механической

4) основной

 

А10. Вода и минеральные соли передвигаются по:

1) сердцевине

2) флоэме

3) ксилеме

4) коре

 

А11. Камбий находится между

1) корой и лубом              

2) лубом и древесиной     

3) древесиной и сердцевиной

4) кожицей и пробкой

 

А12. К главным частям цветка относятся

1) чашечка и венчик    

2) завязь и цветоложе 

3) пестик и тычинки

4) венчик и семязачаток

 

В1. Выберите элементы внутреннего строения стебля

1) камбий                         

2) столбчатая ткань         

3) сердцевина                   

4) ситовидные трубки

5) зона роста

6) зона всасывания

 

В2. Выберите элементы внутреннего строения листа

1) губчатая паренхима    

2) хлоропласты            

3) склереиды                

4) трахеиды

5) устьица

6) каменистые клетки

 

ВЗ. Определите последовательность расположения зон корня, начиная снизу

A) зона всасывания   

Б) зона роста             

B) зона проведения

Г) зона деления

Д) корневой чехлик

 

В4. Определите последовательность зон стебля на его поперечном разрезе

A) пробка

Б) кожица 

B) сердцевина

Г) камбий 

Д) луб 

Е) древесина

Ольга Владимировна. Репетитор. Дистанционная подготовка к ЕГЭ

Орлова Ольга Владимировна.
Опытный репетитор
 

Платное на сайте




Сайт оказался полезен? Поделись с друзьями!
Жми на кнопку своей социальной сети!