Десятиклассники! Прямо сегодня начинайте готовиться к ЕГЭ-2018!
Проверьте свою готовность к ЕГЭ здесь: ОНЛАЙН ТЕСТЫ к ЕГЭ по биологии

4.4.3. Корень

Орган — часть организма, имеющая определенную форму и строение, состоящая из тканей, занимающая определенное положение в организме и выполняющая специфическую функцию. Выделяют органы:

вегетативные – корень, стебель и лист

репродуктивные – цветок, семя и плод.

 Корень  – основной вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение, никогда не несущий листьев.

Геотропизм — способность различных органов растения располагаться и расти в определенном направлении по отношению к центру земного шара. Всем известно, что стебель растет вверх, а корень вниз. Но так как понятия "вверх" и "вниз" относительны, то точнее это явление нужно формулировать так: стебель и корень растут по направлению земного радиуса. Уже на основании этого повсеместно наблюдаемого факта можно заключить, что причина такой ориентировки кроется в силе земного притяжения, или силе тяжести. Опыты Найта (Knight, в 1806 г.) подтвердили это вполне. Проращивая семена на быстро вращающемся кружке центробежной машины, Найт заметил, что корни молодых растений росли по направлению центробежной силы (к центру), а стебли в противоположную сторону. Очевидно, что в этом опыте центробежная сила действовала так, как при нормальных условиях действует земное притяжение. Если органы, как например, корень, растут по направлению действия силы земного притяжения, т. е. к центру Земли, то о них говорят, что они положительно геотропичны; геотропизм же органов, растущихв обратном направлении, например, стебля, называют отрицательным.

Функции корня:

закрепление растения в почве

поглощение воды с растворенными минеральными веществами

запасание органических веществ

симбиоз с грибами и бактериями

вегетативное размножение (у корнеотпрысковых растений – вишни, малины, осота, бодяка)

Совокупность корней одного растения — корневая система.

В состав корневой системы входят главный корень, боковые и придаточные корни. Главный корень происходит от зародышевого корешка, придаточные — от листьев или стебля, боковые – ответвления любых корней. Известны два типа корневых систем — стержневая и мочковатая. У стержневой корневой системы, свойственной большинству двудольных растений, главный корень хорошо выражен.

 Если зародышевый корешок быстро отмирает, вместо него у основания побега образуются придаточные корни, от них отходят боковые корни. Так формируется мочковатая корневая система, свойственная однодольным растениям и многим травянистым двудольным.

                                      

Корень обладает неограниченным ростом, покрыт кожицей с корневыми волосками – 6, под ней располагается кора – 7, а внутри – центральный цилиндр корня – 8. Растет верхушкой, защищенной корневым чехликом – 5. Корневой чехлик определяет также направленность роста корня.

 На продольном разрезе растущего корня можно выделить зоны:

деления (конус нарастания корня) – увеличение числа клеток в результате митоза, рост корня в длину– 1

роста (растяжения) – увеличение размеров клеток– 2

всасывания (корневых волосков) – поглощение воды и минеральных солей; формирование проводящих тканей корня– 3

проведения  –   здесь в восходящем направлении транспортируются вода и минеральные соли по сосудам ксилемы, в нисходящем – углеводы по ситовидным трубкам флоэмы – 4

 В процессе приспособления растений к условиям существования корни приобрели некоторые дополнительные функции:

накопление запасных питательных веществ в корнеплодах – это видоизмененный утолщенный главный корень, который переходит в шейку (разросшееся подсемядольное колено) и головку (укороченный главный побег). Покрыт пробкой. Для запасания питательных веществ, у двулетников (морковь, свекла) – для весеннего возобновления растений и последующего цветения

Посемядольное колено (гипокотиль) – участок стебля между семядольным узлом и корнем

корневые клубни – видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгина, батат, аспарагус, лапчатка)

втягивающиеся – заглубляющие в почву основания побегов для сохранения зимующих почек (лилия, амариллис, тюльпан)

воздушные корни – обитающие в воздухе и не стремящиеся к почве (орхидеи – на стволах деревьев)

ходульные корни – дополнительная опора побегам (монстера)

образование микоризы с грибами, симбиоза с клубеньковыми бактериями  и т.д.

Ольга Владимировна. Репетитор. Дистанционная подготовка к ЕГЭ

Орлова Ольга Владимировна.
Опытный репетитор
 

Платное на сайте




Сайт оказался полезен? Поделись с друзьями!
Жми на кнопку своей социальной сети!